- Церковь в России
- вскоре после того, как перевод св. книг Кириллом и Мефодием почти был уже совершен и славяне стали отправлять богослужение на своем родном языке, и к нам в Росою начали приходить благовестники Христовы с понятною для нас речью, и конечно, приносили с собою и славянские книги, и в славянском этом переводе Св. Писания и в отправлении богослужения на славянском языке, конечно, надобно полагать главную причину тому, что ни до крайности льстящий человеческой чувственности ислам, ни ревностные усилия латинские проповедников не имели у нас своего успеха, и народ русский привязался к вере православной, с благоговением приемля и обретая в ней самое святое религиозное направление. Промыслу угодно было, чтобы в то самое время, как только возникло царство Русское и как только кончен был, и еще не вполне кончен, перевод библейских и богослужебных книг на славянский язык, чтобы в это самое время положены были и первые основы христианства в царстве Русском. Первые приняли хр. веру князья киевские Аскольд и Дир. Приплывши со своею дружиною на судах к Константинополю, они с дикою жестокостию опустошали его окрестности, но были поражены здесь гневом Божиим и вскоре, по возвращении своем домой, послали послов в Грецию просить себе наставников в Христовой вере; к ним прислан был епископ, и они, уверовав во Христа, приняли святое крещение. Это было в 866 или 867 году. Потом супруга Игоря, великая княгиня Ольга, видя чистую и непорочную жизнь христиан, пожелала принять св. крещение и, чтобы лучше познакомиться с христианством, отправилась с большою свитою в Константинополь. Здесь сам патриарх был ее наставником и крестил ее, а император был восприемником. Это было в 957 году при патриархе Полиэвкте и императоре Константине Багрянородном. Наконец, Россия торжественно просвещена была святою верою при внуке Ольги, великом князе Владимире, в 988 году. Вследствие различных посольств к В. князю с предложением от каждого своей веры, собран был совет, на котором решено было испытать каждую веру на месте, и когда послы, возвратившись домой, сказали В. князю и боярам, что закон у Магометан не добр, что у немцев в храмах они не видели никакой красоты, в Греции же, когда вступили в Храм, то не знали, где они были, на небе или на земле, и присоединили, что всякий человек, отведав сладкого, не хочет горького, так и они, узнав веру греков, не хотят другой. Бояре и старейшины сказали тогда Владимиру: если бы вера греков не была лучшая, то и бабка твоя Ольга, мудрейшая из людей, не приняла бы ее. Тогда решено было принять веру Греческую. Для сего В. князь пошел войною в Тавриду и, взявши Херсонес, требовал у тогдашних императоров Константина и Василия в замужество себе сестру их Анну, угрожая в случае отказа взятием самого Константинополя. Греческие цари, узнав готовность Владимира принять крещение, убедили сестру свою согласиться на брак с Русским Вел. князем для блага Империи. Вскоре за тем последовало св. крещение, в котором В. князь, прозревши и духовными, и телесными очами, в великой радости воскликнул: "теперь-то я увидел Бога истинного!" Засим следовало торжество брака, и потом В. князь, тотчас по возвращении в Киев с митрополитом, епископами и клиром со св. мощами, иконами и друг. принадлежностями, крестил сперва своих детей, и потом торжественно крещены были киевляне, и из Киева христианская вера мирно распространилась и по другим городам России. В конце XI века христианство господствовало уже по всей Русской земле. Чин богослужения, все обряды и все иерархическое устройство введены были в России по образу греческой церкви, так как и первые митрополиты и епископы русские были греки. Сначала церковь русская управлялась митрополитами в зависимости от церкви греческой; но потом, по причине трудных и опасных сношений с Константинополем, подпавшим под власть турок, патриархи предоставили пастырям Русской церкви самим избирать и рукополагать из среды себя митрополита, который и управлял всею Русскою церковию. Многие из этих митрополитов достойно почитаются Церковно святыми, таковы: св. Петр, Алексий, Иона и Филипп. В царствование Государя Феодора Иоанновича, по желанию сего царя и с согласия вселенских патриархов, в 1589-м году вместо митрополита всероссийского учреждено у нас патриаршество; всех патриархов было 10. Последний патриарх был Адриан, скончавшийся в 1700 г. После него управлял церковию местоблюститель; наконец в 1721 году Петр Великий, по сношении с Восточными патриархами, учредил вместо патриарха постоянный собор избранных духовных лиц, предоставив ему всю власть и все права, принадлежавшие патриархам, и в основание его действий, кроме Слова Божия и правил соборных и отеческих, назначил ему духовный регламент. Собор сей вначале назван был духовною коллегиею и потом переименован Святейшим Правительствующим Синодом. Им доселе и управляется Российская церковь. По внутреннему своему состоянию и взаимному отношению членов своих, церковь Российская всегда находилась в тесной связи с народом и государством, никогда не отделяясь от них, во всех их состояниях и обстоятельствах с полным усердием, по возможности, служа всегда истинному их благу и их пользам. При чистоте и правоте учения православной церкви и правильной и неизменной организации церковной Иерархии и отношении ее к народу и государству странное явление и мрачную картину представляет собою русский раскол. Бывши сначала небольшим и едва заметным пятном на горизонте нашей церкви, он особенно развился и усилился в 16-м и 17-м веках по случаю исправления церковных книг, особенно при Никоне, и потом по случаю введения в употребление новых исправленных книг вместо старых, неисправных; слепые руководители слепых расколоучители, разнообразя свои ложные понятия, успели внушить суеверной толпе, что Никон не исправил, а испортил богослужебные книги, и довели его до того, что многие открыто отделились от Св. Церкви и образовали особую секту, известную под именем староверов, приверженцев старой веры. Собор московский 1666 г. обличил и осудил раскольнические заблуждения и одобрил книги исправленные. То же подтверждено было на новом соборе 1667 года, на котором вместе с собором русских и греческих святителей присутствовали восточные патриархи. Тогда вместо раскаяния и покорности раскольники дерзнули открыто восстать против власти церковной и царской и произвели открытый бунт преимущественно в двух местах в Соловецком монастыре и в самой Москве. Вследствие таких неустройств, после кротких вразумлений, приняты были строгие меры: главные зачинщики были казнены, другие разосланы по острогам, другие заключены в монастырях, еще иные сосланы в заточение в самые отдаленные места. Но этим раскол не кончился. Не смея открыто исповедовать свое ложное учение и распространять его, раскольники стали искать убежищ и безопасности себе в глухих и отдаленных местах: селились в пустынях поморских, костромских, нижегородских и отдаленной Сибири; заводили свои скиты в лесах брянских, вязниковских, стародубских и других, бежали за границу в пределы Польши, Швеции, Пруссии, Австрии, в Крым, на Кавказ и в другие места, и потом раскол разделился на разные толки и согласия и продолжается и доселе, имея готовую почву для себя в слепоте, невежестве и легковерии простого народа и главные пружины в страстях человеческих.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.